4 кита гармоничного развития ребенка от Глена Домана.

15 сентября 2012

  

Друзья, как вы знаете, мы- сторонники и пропагандисты раннего и гармоничного развития детей,поэтому в ассортименте нашего магазина особое почетное место занимают методики Глена Домана для раннего развития .

  Уверена, что многие из вас уже   знают  об этом незаурядном человеке, враче и о его "нежной революции", которую он произвел еще в середине 20 века в направлении детского воспитания и развития. 

  А для тех, кто еще сомневается и не вполне готов примкнуть к рядам осознанных родителей,- наш сегодняшний рассказ о выдающемся враче, который произвел настоящую сенсацию.

  Глен Доман, как рассказывает нам Википедия,родился в 1920 году в Филадельфии (США) в семье частного сыщика. В 1940 году окончил Университет Пенсильвании, получив ученую степень по физиотерапии. С этого момента Доман занимался изучением развития детского мозга. В годы Второй мировой войны добровольцем служил в рядах армии США и награжден крестом "За выдающиеся заслуги".

  Но самые выдающиеся заслуги Глена Домана - в разработке уникальных методик, помогающих больным детям с поврежденным мозгом восстановить нарушенные функции, догнать и даже, каким бы невероятным это ни казалось, обогнать в развитии своих здоровых сверстников. Но открытия, сделанные группой Домана, имеют значение не только для медицины.

 Система, разработанная для больных детей, оказалась необходимой здоровым.

 Основные тезисы методики Домана:

* самые лучшие преподаватели для малыша - его родители;

* маленькие дети намного способнее к обучению, чем кто бы то ни было;

* обучение - это игра, которую следует прекращать раньше, чем ребенок устанет;

* не надо проверять своего ребенка;

* любознательность поддерживается быстротой и новизной;

* мозг человека развивается, когда его используют;

* человеческий мозг растет благодаря его постоянному использованию и этот рост фактически завершается к шести годам;

 Получив в 1940 г. научную степень по физической терапии в Пенсильванском университете, Доман посвятил себя лечению и реабилитации детей с различными повреждениями головного мозга. На протяжении пятнадцати лет, занимаясь безнадежно больными, он добился потрясающих результатов и совершил ряд удивительных открытий. После месяцев упорного труда мозг безнадежно больных детей начинал функционировать и развиваться, они двигались, говорили. Более того, занимаясь по методике Домана, многие из тех, кого еще вчера считали умственно отсталыми, не только догоняли, но со временем могли и перегнать сверстников в интеллектуальном развитии, учились намного раньше срока читать, писать, считать, выполняли сложные гимнастические упражнения. То, чего добился наш современник, американский врач, основатель филадельфийского "Института ускоренного развития ребенка" Глен Доман, иначе как ЧУДОМ не назовешь. Травмированные дети с повреждениями головного мозга, которых считали безнадежными, занимаясь по системе Домана, через какое-то время не просто догоняли сверстников в развитии, но и демонстрировали энциклопедические знания, творческие способности, высокий уровень интеллекта.

  В случаях, когда процесс развития и роста мозга остановлен (как при глубоком поражении мозга) или замедлен (как при средней тяжести поражения), его можно заставить работать. Только для этого нужно воздействовать на него через один из доступных нам каналов проникновения информации - зрение, слух, осязание. И оказалось, что, процесс роста и развития мозга можно усилить и ускорить! Доман предлагал стимулировать центральную нервную систему и мозг при помощи зрительного восприятия (визуально), слуха (аудиально) и путем осязания (тактильно). Детям с отсталым умственным и физическим развитием с определенной периодичностью показывали картинки, написанные на карточках слова, одновременно озвучивая их, учили ползать, висеть на брусьях, в то время как они вообще не могли двигаться. Занятия Домана позволяли частично или полностью восстановить двигательную активность маленьких пациентов, помогали детям с нарушением мыслительной способности получить образование, а иногда даже превзойти своих здоровых сверстников.

 В 1955 году нейрофизиолог Глен Доман вместе с группой ученых основывает Институт развития человеческого потенциала в Филадельфии. К началу 60-х результаты исследований этого научного центра становятся широко известны, а сам Доман называет их "нежной революцией" в науке. Разрабатывая систему реабилитации детей с тяжелыми поражениями центральной нервной системы, он пришел к выводу, что наиболее эффективно можно влиять на развитие мозга в период его активного роста - до 6-7 лет. Причем, уже после трех лет этот процесс замедляется, а после семи практически прекращается. Следовательно, чем младше ребенок, тем проще его обучать. "Еще проще приобщить к знаниям ребенка в возрасте до одного года" - считает Доман. Так возникла идея использовать опыт стимуляции умственных процессов для работы с нормальными детьми.

    Раннее чтение - вот первый "кит" системы Домана. Обучение чтению в самом раннем возрасте (по Доману, начинать можно с года, а то и раньше) дает сильнейший толчок всему развитию ребенка. (Речь идет не о стандартном заучивании букв и разбору по слогам). Есть еще два кита, от которых зависит рост ума и одаренность: раннее обучение математике и передача ребенку энциклопедических знаний о мире (включая иностранные языки, музыку, живопись, географию, историю, зоологию и т.д.) тоже по специально разработанной в институте Домана системе.

 После десятилетий работы с тысячами больных и здоровых детей Доман и его коллеги утверждают: наибольший эффект любых занятий наблюдается в период РОСТА МОЗГА, то есть до семи с половиной лет. После этого возраста возможность научить чему-либо человека резко падает. Отсюда вывод Домана: чем младше ребенок, тем легче и быстрее он воспримет любую информацию в неограниченном количестве, тем проще ему будет овладеть любым умением.

  В институте Домана огромное значение придают физическому развитию. Дети, занимающиеся по его системе, - это вовсе не классические заученные болезненные вундеркинды. Нет, это пышущие здоровьем и энергией тренированные спортсмены. В парке рядом с институтом четырехлетние дети бегут кроссы по пять-десять километров вместе с родителями. И это никого не удивляет: так выглядит норма Домана. Итак, четвертым и очень существенным китом, на котором держится вся система Домана, является раннее физическое развитие и активное движение с рождения.

  Идеи Глена Домана наиболее полно представлены в книге "Гармоничное развитие ребенка", которую мы рекомендуем вам прочесть.

  Традиционные взгляды не всегда оказываются правильными, и выражение:"Вся рота идет не в ногу, один я иду в ногу", - может быть и верно по отношению к Доману. А расхождения между "всей ротой" и институтом в Филадельфии весьма заметны.

  Например, по данным большинства авторов, пишущих о развитии детей, младенцы начинают ползать в шесть-семь месяцев, по Доману они должны это делать через несколько минут после рождения, сразу после того как новорожденного обработает акушерка. Разница во времени принципиальная. К месячному возрасту тысячи детей, которые развиваются по системе Домана, уже активно ползают, но дело даже не в формальных сроках. Эти дети в месяц уже активно участвуют в жизни, активно "умнеют" и взрослеют, потому что им предоставлены возможности и созданы условия для движения. Время же, которое ребенок пролежит на спине туго спеленутым, можно считать потерянным для развития интеллекта, и восполнить его будет непросто.

  Доказано, что чем раньше ребенок научился какому-нибудь движению,тем это движение совершеннее, точнее, сильнее. Вот они - первые движения, первые шаги, которые выделят олимпийских чемпионов из сотен тысяч перворазрядников. А кто вообще решил, что дети в шапочках, завернутые в одеяла по горло, должны пролежать так много первых месяцев? Чьи-то бабушки? Прабабушки?.. По этому поводу можно привести данные исследований: выяснено, что в Конго, где дети раздеты (да еще и поголовно недоедают) и ими совершенно никто не занимается, они начинают ходить в среднем в девять месяцев, а в Швеции, где все условия противоположны, дети делают первые шаги в тринадцать-четырнадцать месяцев и до двух лет отстают в развитии от своих африканских ровесников. ПОЧЕМУ?

  Единственно потому, что мы мешаем нашим детям свободно двигаться, стараясь укутать их потеплее и уложить поудобнее (для нас), а в нецивилизованных странах это никому не приходит в голову.

  Вот уже несколько десятилетий Глен Доман и его единомышленники обучают детей и их родителей, используя уникальную методику, направленную на стимуляцию мозговой активности. Результаты таких занятий буквально потрясают: маленькие ученики к четырем годам читают и понимают тексты на нескольких иностранных языках, играют на различных музыкальных инструментах, демонстрируют блестящие математические способности, выполняют гимнастические упражнения, ныряют и плавают.

  Но, пожалуй, самое удивительное в том, что автор методики предлагает овладеть ею всем родителям, которые желают дать своим детям энциклопедические знания. Знаменитый нейрофизиолог считает, что каждая мать или отец способны воспитать гениальных детей. Задаче обучения родителей посвящены специальные курсы для беременных, семинарские занятия для родителей, у которых уже есть дети, и, наконец, множество книг Глена Домана.