Развитие ребенка по системе Никитиных

15 апреля 2013

В 60-70-е годы ушедшего века семья Никитиных,Бориса Павловича и Лены Алексеевны, были известны больше, чем сейчас звезды шоу-бизнеса (тогда и шоу-бизнеса-то не было) , тем, что не только противопоставили систему воспитания своих семерых детей советской системе воспитания и образования, но и заявили открыто, что  советская педагогика разрушительно влияет на развитие ребенка. Борис Павлович и Лена Алексеевна-профессиональные педагоги, они разработали развивающие игры (многие из них и поныне не утратили актуальности)

В чем же основные постулаты педагогики по Никитиным:

 Минимум медицинского вмешательства в естественный процесс беременности и родов, «возвращение к природе», обязательно - грудное вскармливание с первых минут жизни. Ответственность с врачей переходит прежде всего на родителей – на их вдумчивое, внимательное, сознательное отношение к родительству. Медики должны участвовать лишь как помощники, обладающие специальными знаниями.

Естественная физическая культура тела: минимум одежды и всего «неестественного» - мазей, притирок, лекарств и проч., максимальный доступ к природе, спорт и физкультура с раннего возраста. В этом отношении дети Никитиных и их последователей действительно выглядели у себя дома похожими на Маугли: босые, в одних трусиках, цепкие, ловкие, сильные, быстрые. Сюда же можно отнести и так называемое «закаливание» - легкая одежда, обливание холодной водой, хождение босиком по снегу и т.д.; скромное и простое питание. 

«Раннее начало» 

Тот самый «запуск» разнообразных способностей, которые, по твердому убеждению Бориса Павловича, в изобилии заложены в каждом ребенке от рождения. Причем в раннем возрасте они настолько связаны между собой, что чем раньше малыш начинает ползать, ходить, плавать и исследовать, тем активнее развивается у него сознание и, соответственно, интеллектуальные способности . Следовательно, считал Никитин, нужно создать очень насыщенную домашнюю среду, и ребенок будет обучаться всему просто, как обучается дышать – в доме должна быть мастерская, спортзал, библиотека и т.п. Родителям же надо внимательно, без насилия и давления, помогать ребенку развиваться и двигаться вперед. 

Раннее интеллектуальное развитие – ему Б.П. уделял особое внимание. Борис Павлович был убежден, что современные ему детский сад и школа губят творческое начало в человеке, и старался, во-первых, дать максимум ДО школы, а во-вторых, уменьшить период нахождения ребенка в школе до минимума. Б.П. постарался это обосновать в своей гипотезе о «НУВЭРСе» -Необратимом Угасании Возможностей Эффективного Развития Способностей (И.А. Аршавский расшифровывал иначе: «необратимое угасание возможностей естественных резервных систем»).

Чтение в 2-4 года, обширная библиотека, созданные Никитиными разнообразные «развивающие игры», географические карты, таблица Менделеева, математические таблицы и пр. на стенах детской – действительно, интеллектуально прекрасно подготовили детей Никитиных к начальной и средней школе. Это дало повод отцу приводить детей в первый класс в пять лет, переводить из 1-го в 3-й, а из 2-го в 4-й, а матери - разрешать им постоянно пропускать занятия. Сделанный именно таким образом акцент на ускоренном «интеллектуальном» развитии затруднил социализацию некоторых из семерых детей. Неслучайно позже никто из них не отправлял своих детей в школу раньше, хотя развивающая домашняя среда, раннее чтение и т.п. в их собственных семьях стало обычным делом у всех.

(цитирование с сайта http://www.nikitiny.ru/pro-semyu-nikitinyh#Pro_nas)

  Что любопытно, не будучи знакомыми в то время с опытом Глена Домана и его разработками, не читая книги Масару Ибука, семья Никитиных совершенно автономно пришла к необходимости раннего развития ребенка,  создавая среду, в которой обучение и саморазвитие были естественным процессом.

  Любопытно, что никто из детей Никитиных не стал известным или выдающимся деятелем ни в области науки, ни в педагогике , ни в каких других областях. Возможно, потому, что их родители опередили свое время, их детям очень сложно было социализироваться, найти свое место в жизни и встроиться в советское общество времен застоя. Поэтому, как призывает нас Глен Доман-чем больше будет детей, воспитанных по принципу поощрения интеллектуального и физического развития в раннем детстве, тем быстрее будет меняться социальная среда, и уже они будут формировать лицо общества.

 Узнать, как сегодня Лена Алексеевна Никитина оценивает опыт своей семьи и современную систему воспитания, можно здесь:

http://www.saltt.ru/node/10402