Детские жалобы
Не считайте все детские жалобы ябедой, а всех маленьких жалобщиков «тонкослезыми ябедниками», как любит говорить мой знакомый учитель, и потенциальными доносчиками. Умейте выслушать жалобу. Вообще умение слушать ребенка - большое педагогическое искусство. Там, где нет этого искусства, не может быть и воспитания.
Вот к вам на перерыве прибежала первоклассница Надя. Глаза у нее радостные, а в голосе обида: «Коля насыпал мне за воротник зернышек шиповника... а они колются...» Даже от таких жалоб нельзя отмахиваться.
Вам известны отношения между детьми, вдумайтесь, что руководило Колей: ответил ли он просто на шутки девочек, или же есть у него наклонность причинять товарищам неприятности. От того, с чем вы имеете дело, зависит и ваш ответ. Помните, что в этой пустой, как может показаться на первый взгляд, жалобе, вовсе и не жалоба, а вопрос к вам, воспитателю: что же такое справедливость? Хорошо это или плохо - причинять товарищу боль, обиду? Сумейте услышать этот вопрос во многих детских жалобах. Сумейте ответить на него.
Но если в обиде, послужившей причиной жалобы, есть хотя бы маленькая крупица зла, не спешите наказывать обидчика. Надя обратилась к вам вовсе не для того, чтобы вы наказали Колю. Она хочет узнать, что хорошо и что плохо. Если же вы будете спешить с наказанием, дети не станут вообще обращаться к вам за помощью, ибо в подавляющем большинстве они увидят в этом зло, несправедливость. Обращаться к вам с жалобами будут только те, у кого в сердце свили гнездо обида, неверие в добро - они станут приходить к вам, чтобы вашими устами, вашей волей расправиться с тем, кто им неугоден.
Опасайтесь, как огня, стать орудием недоброжелательности.
Автор: Василий Александрович Сухомлинский.