Как помочь малышу справиться с бурными эмоциями?

3 ноября 2013

Друзья, сегодня психолог и педагог по раннему развитию Екатерина Резниченко ответит на ваши вопросы: как справиться с сильными эмоциональными реакциями малыша

ВОПРОС:


1. " 1) мой сын, в порыве неуправляемой эмоции, вызванной радостью, сильной любовью, обидой или злостью, выдирает всем, в том числе и себе, волосы, несколько десятков раз в день... с 4,5 месяцев... не знаю что с этим делать? 2) я не знаю как отлучить моего, как я уже упоминала, беспокойного малыша от груди, если он "на ней" так хорошо успокаивается, и нужно ли это, вообще, делать? если не сейчас, то когда? Если ваш специалист может помочь в этих вопросах, я буду очень рада."-малышу 1,3 года.

ОТВЕТ: 

В отношении первого вопроса.

      Выяснить причины и точные методы восстановления ребенка с такой сильной эмоциональной неустойчивостью можно только при индивидуальном консультировании. Если не вдаваться в подробности, то в любом случае необходимо следить за эмоциональным состоянием ребенка и мамы.

      Эмоциональное состояние мамы сильнейшим образом влияет на ребенка. Когда мама спокойна и уравновешена (не только внешне, а именно внутренне), ребенок имеет силы справиться с любым стрессом. (Кстати, именно поэтому малыш ищет успокоение в грудном питании, и его никак в такой период пока нельзя отлучать от груди, иначе он остается беззащитным, один на один со своими сильными эмоциями, что в этом возрасте ни к чему хорошему в дальнейшем привести не может.) Поэтому, 

       самое первое – это МАМЕ в течение дня и каждый день нужно фокусироваться на всем позитивном, что только можно, ПОДДЕРЖИВАТЬ всеми известными ей способами СВОЕ СПОКОЙНОЕ И СБАЛАНСИРОВАННОЕ СОСТОЯНИЕ.

      Второе, необходимо СЛЕДИТЬ ЗА ГАРМОНИЕЙ АТМОСФЕРЫ ВОКРУГ, имеется в виду все: минимальное количество людей вокруг, образы, цвета, порядок, чистота, умиротворяющая атмосфера, тишина или гармоничные звуки, приятные изображения (если телевизор, то только спокойные и созидательные программы, а лучше вообще исключить телевизор, и то же самое относится ко всем используемым устройствам).  

    Третье, в отношении РЕБЕНКА конкретно, всеми способами в течение дня ПОДДЕРЖИВАТЬ ЕГО РОВНОЕ спокойное СОСТОЯНИЕ, главное, ВЗРОСЛЫМ НЕ РЕАГИРОВАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО, именно маме иили тем взрослым, кто находится с ребенком. Также ребенку нужно давать выход эмоций через УМЕРЕННУЮ ФИЗИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ (плавание и водные процедуры, прогулки), И РУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО. Нужно, чтобы малыш слегка уставал, тогда сил организма на эмоциональное реагирование будет меньше. В данном случае, ребенка вообще не стоит перевозбуждать ничем (поэтому говорится про поддержание гармоничной атмосферы вокруг малыша). 

   Особенно обращать внимание на необходимость спокойного состояние ребенка ПЕРЕД СНОМ (за 1 час до дневного сна, и за несколько часов перед ночным сном). Важна также гармония вокруг после сна ребенка. Здесь точно исключается использование электронных устройств и телевизора. Хороши спокойные прогулки на воздухе, на природе, в тишине, и тихие разговоры. Эмоции также балансируются через РЕЧЬ, поэтому хорошо поддерживать спокойный доверительный разговор, диалог с малышом. Очень хорошо петь вместе спокойные добрые гармоничные и любимые песенки, особенно колыбельные. Разговор и пение хороши всегда, и будут также способствовать развитию речи, укреплению отношений, доверию между Вами и ребенком.

      В отношении вопроса о грудном вскармливании. Пока этот ребенок не готов отказаться от грудного вскармливания по причине своей эмоциональной уязвимости. Отнятие от груди должно быть абсолютно деликатным и незаметным, в идеале. Т.е. постепенно переходить на самостоятельное питание ребенка (лучше, чтобы рядом были вместе с ним кушающие за столом взрослые – это будет хороший пример). Самым последним грудным кормлением должно остаться кормление грудью перед сном (это может длиться даже до 2-летнего возраста). Иногда, можно просто держать малыша у груди, без кормления, или держать на руках и гладить по спинке, разговаривая, это также хорошо успокаивает. В этом случае, мы даем эмоциональную поддержку, но не имеем цели накормить ребенка, потому что в этом возрасте малыш уже может полноценно питаться самостоятельно. Более подробная и детальная инструкция возможна только при индивидуальном консультировании и выяснении индивидуальных особенностей ребенка и графика мамы и малыша.